Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана
Москва, Ленинский проспект 18 корпус 2,
тел. (495) 954-39-00
  • Intro banner1.jpg
  • Intro banner2.jpg
  • Intro banner3.jpg
  • Intro banner1a.jpg
  • Intro banner2a.jpg
  • Intro banner3a.jpg
  • Intro banner4.jpg
  • Intro banner5.jpg
  • Intro banner6.jpg
  • Intro banner2b.jpg
  • Intro banner3b.jpg
  • Intro banner7.jpg
  • Intro banner8.jpg
  • Intro banner9.jpg
  • Intro banner10.jpg
  • Intro banner11.jpg

"Созвездие цесаревича"

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
Пасхальное яйцо "Созвездие цесаревича", Санкт-Петербург, фирма К. Фаберже, 1917 год. Кварц, стекло, алмазы, резьба по стеклу и камню. Дар А.К. Фаберже. Фото Р.В. Баяндина и В.Е. Оверченко

Пасхальное яйцо "Созвездие цесаревича", ПДК2723

«Созвездие цесаревича» - последнее пасхальное яйцо Фаберже, так и оставшееся неоконченным в 1917 году. Его в числе других ценностей подарил музею Агафон Фаберже, второй сын прославленного ювелира. Половинки сферы-яйца выполнены из синего стекла и украшены искусной гравировкой и матированием. На верхней синей половинке выгравировано созвездие Льва, под которым родился цесаревич Алексей Николаевич.

«Созвездие цесаревича» хранилось в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана с 1925 года. Среди переданных Агафоном Фаберже предметов было три детали – две отдельные половинки яйца из синего стекла, одна из которых украшена гравированными созвездиями, и облако из белого кварца. Яйцо лежало в разобранном виде, и долгое время думали, что это просто детали из стекла и кварца. В 2001 году детали были идентифицированы как части незаконченного пасхального яйца, предназначавшегося императрице Александре Фёдоровне. Были найдены и опубликованы эскизы самого Карла Фаберже, а также словесные описания исчезнувших памятников.

Яйцо выполнено из синего стекла, с выгравированным изображением созвездия Льва, под которым родился цесаревич. Оно изображено среди других созвездий: Лебедя, Змеи, Большой Медведицы, Малой Медведицы, Лиры, Геркулеса, Ориона, Северной Короны… Созвездия должны были быть инкрустированы мельчайшими алмазами огранки «роза». В некоторых местах алмазы сохранились. Никакой материальной ценности сами по себе они не представляют, но крепить их неимоверно трудно, поэтому работа стоила дорого. Судя по круглому отверстию, именно в знаке Льва был укреплён самый крупный бриллиант – как символ нахождения Солнца в этом созвездии в момент рождения долгожданного наследника престола.

Яйцо поддерживалось серебряными херувимами и облаками из опакового горного хрусталя. На хрустальном облаке есть разметки - видимо, это места, где должны были крепиться серебряные херувимы.

То, что половинки яйца полые, свидетельствует, что внутри предполагался механизм. Возможно, сфера, поддерживаемая амурами, должна была вращаться. Франц Бирбаум писал, что, если он не ошибается, это произведение содержало часы с вращающимся циферблатом. Исполнению этого пасхального подарка помешала Первая мировая война. Херувимы и облака были изготовлены, но само яйцо с инкрустацией и пьедестал, который, судя по описаниям, был нефритовым, остались незаконченными. Серебряные амурчики (если они и находились у Агафона Фаберже) в музей не могли попасть по понятной причине: профилю коллекции они не соответствовали. Агафон Фаберже вместе с академиком А.Е. Ферсманом работал над созданием знаменитой книги «Алмазный фонд РСФСР». Знакомство Агафона Карловича с Александром Евгеньевичем (а возможно, и дружба с ним) побудило Агафона Карловича подарить находившиеся у него произведения и материалы Минералогическому музею.

Опытные сотрудники Государственного научно-исследовательского института реставрации, соединив половинки яйца в месте предполагаемого циферблата поясом из плексигласа, укрепили «небесную сферу» в созданном для неё углублении облака. В своём теперешнем виде произведение является зримым символом крушения российской монархии. Эти детали из Минералогического музея – разрозненные, незаконченные, с утратами – воспринимаются и как символ коллапса знаменитой фирмы, прославившей русских мастеров во всём мире…

Подготовлено по материалам Т.Н. Мунтян и М.Б. Чистяковой